Соодой лама — защитник и покровитель Баргузинской долины

Великий йогин Соодой лама родился в 1846 году близ улуса Элэсун Баргузинской степной думы в семье Солсогшын Соодоя.

Рождению Соодой ламы предшествовало удивительное предсказание: в Баргузинской долине перед появлением на свет Гэгэн ламы перед домом его отца вырастет цветок невиданной красы.

И действительно — цветок вырос, вся округа съезжалась полюбоваться на невиданный цветок, и в семье Соодэя родился сын Цэдэн, будущий Баргузинский Гэгэн, перерожденец индийского философа Нагарджуны (II в. н.э.) — основоположника буддийского учения Махаяны.

Высокий учитель

С малых лет мальчик предсказывал будущее. В семь лет Цыдена отвели в дацан (буддийский монастырь) на учебу. После семи лет обучения на факультете цанид, вернувшись на родину в степени гэбшэ, Соодой лама читал молитвы, лечил людей от болезней.

В 1881 году отправился в Лхасу (Тибет) на учебу в престижный монастырь Балдан-Брэйбун, где пробыл до 1886 года. Там он изучал многие восточные языки.

В 1894 году Соодой лама был избран IX ширетуем (настоятелем) Баргузинского дацана. В 1896 году в составе бурятской делегации принял участие в торжествах по случаю коронации царя Николая II и был награждён «Большой золотой медалью». В 1908-1914 гг. вместе со своим другом и сподвижником Аранжабой ламой посетил Индию, Цейлон, Непал, Бутан, Бирму, Японию.

При жизни Соодой лама пользовался большим авторитетом, будучи великим йогином, признанным тулку и настоятелем дацана, он жил очень скромно и просто, среди обычных небогатых людей, носил самую простую одежду.

Люди называли Соодой ламу «Ундэр ламхай», что с бурятского означает «Высокий учитель».

Его всегда отличали скромность, справедливость, терпимость, он не любил почести, чем мог, помогал бедным, лечил их, отдавал полученные им подношения тем, кто нуждался.

Бурятский Нострадамус

Соодой лама имел необыкновенные способности: мог переходить реки по поверхности воды, проходить сквозь стены, взбираться на крутые склоны Бархан-Уулы, легонько взлетая при этом, оставаться сухим под дождём, и многое другое. О чудесах, которые мог совершать бурятский йогин, и приключениях, выпавших на его долю в путешествиях по другим странам, в народе ходят легенды.

Обладал Соодой лама и даром предвидения. Из его предсказаний многое сбылось. Так, Ундэр багша предсказал Октябрьскую революцию, коллективизацию, говорил что придут «красные» и давал наказ: ”Слишком не краснейте, потому что идеи красных через 100 лет забудутся”. Он предсказал войну с Германией и исход этой войны.

Про 1961 год он предсказал: «В год «белой мыши» в небо взлетит белый дракон». Много лет старики гадали, что это означает, и когда 12 апреля 1961 года в космос полетел Юрий Гагарин, все поняли о каком белом драконе говорил Ундэр багша.

В своем духовном завещании потомкам, он, во-первых, наказывал хранить буддийское Учение, не поддаваться гневу, сильно не нищать, но и не собирать богатства, и умножать поголовье овец, как основу здорового питания бурят-монгольского народа, народной медицины и экологически чистой продукции, шерсти, овчины.

Достигший просветления

В апреле 1916 года Соодой ламы не стало, он умер на 71 году жизни. Великий йогин ушел, проведя редчайший обряд в буддийской практике — «джа-лю» — «превращение тела в радугу».

Для проведения обряда Соодой лама уединился в своей келье в местности Шэнэгэльжин, запретив заходить к нему в течение семи дней и наказав читать молитвы.

Однако на третий или четвертый день старший лама ослушался учителя и заглянул в дверь. Соодой лама по воспоминаниям современников обладал очень сильным и проницательным взглядом, мало кто мог выдержать его взгляд. Заглянувший лама был в шоке. Его взору предстал мальчик лет 9-10, сидящий в позе лотоса, и только взгляд оставался таким же сильным и пронзительным.

После семи дней от Соодой ламы остались только одежда, волосы и ногти. Это произошло в день и час Дракона. Люди запомнили яркую вспышку света, которая вышла из его домика и беспрепятственно прошла буквально через всё. Соодой лама ушел так же как Нагарджуна, затворившись в уединенное место и превратив свое тело в радугу.

Перед своим уходом из этого мира Соодой лама завещал своим родственникам сохранить до следующего его перерождения в этих местах свои вещи. Он сказал: «В одном из своих следующих перерождений я вернусь и надену свои одежды». Соодой лама помнил, по крайней мере, 9 своих перерождений. Вещи Соодой ламы бережно передаются от поколения к поколению и сохраняются вот уже почти сто лет после его ухода.

Бурятский халат из желтого натурального шелка на подкладке из простой светло-зеленой ткани, кушак темно-красного цвета, и интересная шапка-корона, с круглым донышком и плоскими полями тоже темно-красного цвета, на полях изящные буддийские узоры желтым цветом. Корона хранится в специальной шляпной коробке.

Вещи Соодой ламы, которые он наказал хранить

Субурган Соодой ламы

В Баргузинской долине множество мест поклонения памяти великого йогина. Самым почитаемым является субурган (ступа) Соодой ламы. Субурган находится в пяти километрах на запад от села Элэсун, в двадцати трёх километрах на юг от села Барагхан (по дороге), в местности Нижний Куйтун Курумканского района.

Ступа Соодой ламы в Курумканском районе Республики Бурятия
Глава традиционной буддистской Сангхи России Дамба Аюшеев проводит молебен у субургана Соодой ламы

Субурган построен на самой высокой возвышенности северо-восточной части Нижнего Куйтуна, близ места, где родился Соодой лама. Напротив субургана возвышается гора Бархан-Уула, которая как будто охраняет покой Соодой ламы.

Субурган выполнен с кирпичным фундаментом. Надгробную чугунную плиту в буддийском исполнении отлили и доставили из Санкт-Петербурга. Прах Соодой ламы замурован в субургу.

Келья Соодой ламы

В 2016 году в местности Шэнэгэльжин был построен религиозный памятник — медитационная келья Соодой ламы. Установлена келья именно на том месте, где великий йогин провёл свой последний обряд.

Келья Соодой ламы в Курумканском районе Республики Бурятия
Келья Соодой ламы

Постройка представляет собой небольшой домик, внутри которого установлена статуя Соодой ламы и собрано несколько камней от основания оригинальной кельи. На крыше установлен шпиль по образу и подобию оригинального.