Хадагшаан – место духовной силы Курумкана

Заселение села Курумкан начиналось с Хадагшаан. Село располагалось в Нижнем Курумкане, неподалёку от Лысой горы (Архэй Марян). Тайша Баргузинской степной Думы Цыдыбжап Сахаров в «Летописи баргузинских бурят» (1887) сообщает, что около 1884 года в Курумкане был построен, без согласия и уступки земли инородцам русский миссионерский стан с церковью».

До 1862 года земли Курумкана были свободны, здесь почти никто не жил. В 1862 году в Кабанском районе произошёл провал земли на побережье Байкала. Кударинские буряты поехали в Баргузин искать свободные земли и переехать туда на постоянное место жительства. Но местное население отказалось выделить им землю, якобы нужна земля для скотоводства.

Тогда Кударинские буряты решили направить в Читу делегацию к архиепископу. Архиепископ дал им разрешение на пользование землёй с условием, что буряты примут православную веру и построят в Курумкане церковь. Буряты были вынуждены согласиться с этими условиями и, приехав в Курумкан, начали строить церковь и село. С тех пор Курумкан и стал селом. Была построена церковь, при которой имелась церковно-приходская школа. В то время в селе проживало 28 семей, из них 8 русских.

Хадагшаан находится в трех километрах от села Курумкан и представляет собой «останцы», заросшие деревьями.

Хадагшаан шулуун – большой камень, который находится за горой Марян в местечке Баруун Хурамхаан. Название означает «Маленькая гора». После прихода в эту местность эхириты стали проводить шаманские молебны у «Хадагшаана».

Здесь проводятся как буддийские молебны поклонения обоо, так и шаманские обряды — тайлган во имя благополучия всех живых существ. И сейчас проводят молебен в начале месяца «змеи» (могой hара). Гора имеет плоскую вершину, есть среди камней узкий лаз, есть изображение головы дракона с глазом, на одном из камней есть углубление в виде» сердечка, есть камень похожий на автомобиль.

Местность Хадагшаан привлекает жителей района и туристов, так как имеет уникальную сакральную силу.

Каждую осень и весну проводятся обряды, после которых устраивают народные гуляния «эрын гурбан наадан». Это стрельба из лука, скачки, борьба и другие бурятские национальные игры. В случае успеха проведения обряда, проявляются знаки благосклонности «савдаков» местности — мелкий, моросящий дождик, радуга, благоприятные сны и т.д. Именно с этой местности начиналась жизнь нашего села.

Всем миром люди молятся, прося у богов и «савдаков» — «хозяев местности» счастья, благополучия, здоровья, хорошего урожая, чтобы не было наводнений, пожаров и других напастей.

На камнях Хадагшаана подобно проявлению лика богини Янжимы в Баргузине, на камнях проявляются разные изображения: змеи, овцы, коровы и даже лик божества. Сами жители воспринимают подобного рода проявления как большое благословение небес. «Хадагшаан» покровительствует ведению традиционных видов хозяйствования, защищает от всех невзгод и болезней.