Курумкан — Малый Тибет

Исторически на территории района получили развитие три религии: буддизм, православие и шаманизм.

С незапамятных времён здесь полновластно преобладало язычество — «хара шажан». И по сей день люди обращаются к шаманам по разным жизненным вопросам. В начале ХIX века в долину одновременно начинают проникать буддизм и православие. Первая буддийская часовня была основана в местности Борогол (Баргузинский район) в 1818 году. В 1861 году Баргузинский дацан был перенесён в местность Саган-нур. В 1916 дацан перенесли к подножию священной горы Бархан-Уулы.

На месте первого дацана сохранилась часть Субургана. Саганурский дацан в 30-е годы XX века был превращен в маслозавод. Ламский поселок и здание Барагханского дацана были разобраны на нужды колхоза.

На рубеже XIX-XX веков ширетуем (настоятелем) Баргузинского дацана был избран Соодой лама (в миру Цыден Соодоев). Он считается перерожденцем (земным воплощением) великого буддийского философа, подвижника Нагарджуны, жившего в Индии во втором веке нашей эры. С 1881 года по 1886 год Соодой лама получал образование в Тибете в монастыре Брайбун. Жители Баргузинской долины почтительно называли его «Ундэр ламхай» – «Высокий учитель». В памяти народа Соодой лама остался великим йогином, умеющим предсказывать будущее, творить чудеса и в то же время быть бескорыстным и приветливым в обращении с простыми людьми.

Распространение православия в Курумкане связано с переселением кударинских бурят после землятрясения 1861 года, когда их земли ушли на дно озера Байкал (Саганская степь). Земли в Баргузинской долине они получили непосредственно в связи с принятием православия. Курумканско-Гаргинская Троицкая миссионерская церковь была построена в 1884 году. При церкви действовала церковно-приходская школа. В 1939 году храм был ликвидирован, здание превратили в сельский клуб. С началом возрождения духовности в 90-е годы ХХ века все эти направления религии вернулись к жизни, получили распространение и активно развиваются.

В 90-е годы прошлого века по инициативе общественности начинается возрождение буддийских традиций и восстановление храма. Нынешний дацан находится близ села Курумкан. Здесь в 1996 году по инициативе тибетского ламы — подвижника Геше Джампа Тинлея открыт Всероссийский международный медитативный ретритный центр, и не случайно сюда приезжают Джецун Дамба Хутукта 19 (Богдо Гэгэн) и другие высокие духовные лица со всех концов России. Достопочтимый Геше Джампа Тинлей выбрал Курумкан как ретритный центр прежде всего как родину знаменитого йогина Соодой ламы.

Кроме того, вся природа долины, расположение гор способствует достижению внутренней гармонии людей, избравших нелёгкий путь духовного совершенства. Недаром Курумкан называют Малым Тибетом.

На сегодняшний день, буддийские ступы построены в местностях Аргада, Иликчин, Баян-Толгой, Барагхан, Угнасай, Элэсун, Улюнхан, Дырен.

Курумканский дацан «Гандан Ше Дувлин»

Буддийский комплекс состоит из главного храма, двух субурганов перед главным входом, дугана Зелёной Тары, хозяйственных построек и домиков для ретрита.

История дацана начинается в 1818 году в местности Улан Борогол: тогда в восточной части течения реки Боргол, южнее улуса Хилгана, ныне Баргузинского района — был сооружен небольшой дуган «Хурдын Сумэ». В 1827 году рядом с «Хурдын Сумэ» был построен большой деревянный Цогчен дуган. В 1829 году ему дали название Борогольский дацан «Гандан Ше Дувлин».

В 1837 году Борогольский дацан был переименован в Баргузинский. В 1857-1858 годах ввиду ветхости зданий было принято решение перенести дацан в местность Сагаан-Нур. Там был заново отстроен весь монастырский комплекс.

Курумканский дацан "Гандан Ше Дувлин"

В начале XX века Баргузинский дацан на Сагаан-Нуре был вновь перевезен на Барагханский целебный источник.

В 80-х годах XX века началось восстановление дацанов по всей Бурятии. В 1990 году был проведен радиомарафон для сбора средств на строительство Баргузинского дацана. Было решено построить дацан близ села Курумкан. 15 февраля 1991 года в день Сагаалгана (праздник Белого месяца) состоялось торжественное открытие Баргузинского дацана «Гандан Ше Дувлин».

В 2000 году по требованию министерства юстиции дацан переименовали в Курумканский дацан «Гандан Ше Дувлин».

В 2005 году в связи с проявлением богини «Янжимы» близ села Ярикто был открыт новый Баргузинский дацан.

Курумканский дацан "Гандан Ше Дувлин"

На территории Курумканского района открыты дуганы в селах Курумкан, Аргада, Арзгун. Воздвигнуто двенадцать субурганов. В комплексе семь больших статуй, два текста Ганжуура и один текст Данжуур. Из шести больших ежегодных молебнов, утверждённых Буддийской Традиционной Сангхой России, проводится в полном объёме пять:

  • Сагаалган;
  • Дончод;
  • Майдар;
  • Хлабаб Дуйсан;
  • Зула.

Не проводится Дуйнхоор Хурал, ввиду того, что он отсутствовал в Баргузинском дацане прошлого. Сейчас проводится большой ежегодный молебен БаргХан Тахилгаан.

Сахюусаном (божеством-защитником учения Будды) Курумканского дацана является, как и у прежнего Баргузинского дацана — Жамсаран.

Курумканский дацан "Гандан Ше Дувлин"

Перерожденец великого Нагарджуны — Соодой лама, является главным символом Буддизма в Баргузинской долине. Соодой лама родился близ села Элэсун в 1846 году. В период спада рождаемости в долине, благодаря его выдающимся достижениям в медитации, проявился лик богини Янжимы. Благодаря выдающимся свершениям в различных тантрических практиках Соодой лама достиг ясновидения, предсказывал будущее. Для предотвращения наводнений через Аллинское ущелье, установил там Маанин шулун.

Благодаря великому состраданию и мудрости, он отметил для будущего поколения место дугана Будущего в местности Угнасай четырьмя сосновыми колышками, которых не коснулся тлен спустя сто лет. Соодой лама оставил свою одежду и головной убор в селе Аргада, тем указав путь спасения от репрессий.

Российский международный буддийский медитационный центр по сутре и тантре

В двухстах метрах на север от территории Курумканского дацана «Гандан Ше Дувлин» находится буддийский медитационный центр. Центр составляет 30 домов для затворничества, где выполняется практика «ретрит». Размеры домов различны. Средняя величина 3×4 м.

Табан Аршан в Курумканском районе Республики Бурятия

Медитационный центр в Курумканском районе открыл известный духовный наставник геше Джампа Тинлэй. Это самый крупный медитационный центр в Бурятии. На ретриты (коллективную религиозную практику) в центр геше Тинлэя съезжаются десятки буддистов из разных регионов России. Они слушают учения мастеров буддийской философии и проводят затворничество в специальных ретритных (медитационных) домиках.

В буддийской литературе имеется обширнейшая классификация видов и приемов медитативной практики, а также различных уровней духовного совершенства. В целом путь бодхисаттвы в буддизме Махаяны состоит из пяти стадий («путей», на санскр. – марга). Начинается он с взращивания в себе безграничной любви и сострадания ко всему живому. Тот, кто постиг значение сострадания и дал обет достижения полного совершенства, созрел для первого пути – «пути накопления» (самбхара-марга). Содержание этого этапа составляет медитативная практика, разделяющаяся на две категории: постижение (випашьяна), ведущее к достижению мудрости-праджни, и концентрация (шаматха).